Публикации

Крылья без людей

Около половины специалистов «КрасЭйра» покинули край

Уход с рынка авиакомпании «КрасЭйр» высвободил большое количество квалифицированного персонала. Казалось бы, дефицит кадров должен уйти в прошлое. Однако на деле все оказалось иначе. Отраслевые эксперты уверены — без утоления кадрового голода ни о каком нормальном функционировании отрасли не может быть и речи. Бессистемная подготовка

Вряд ли кто станет спорить, что авиация — это не только и даже, вероятно, не столько самолеты, аэродромы и прочая техника — в немалой степени это люди. А вот с ними-то как раз все непросто.

— Чтобы вернуть авиацию в нормальное состояние, — говорит директор по развитию компании «КрасАвиа» Сергей Норманд, — недостаточно решить задачи обновления парка, модернизации аэропортов и наземной техники — нужно еще решить проблему дефицита кадров, которая характерна для отрасли уже не первый год. По словам эксперта, по летному составу штат «КрасАвиа» укомплектован лишь на 80 %. Аналогичным образом ситуация складывается на всем краевом рынке региональных авиаперевозок.

— В советское время задача кадрового обеспечения в авиации была одной из ключевых, — вспоминает Норманд. — Была выстроена целая система подготовки кадров, от училищ до институтов. Сегодня вся эта система разрушена. Отдельные учебные заведения еще периодически выпускают кадры, но это происходит бессистемно, не в полном объеме и качестве.

С техническим персоналом в авиации все несколько проще — большая часть вакансий закрыта. Здесь другая проблема — на рынке остается еще немало высококвалифицированных специалистов в этой области. После развала «КрасЭйра» высвободилось большое количество технических кадров, которые очень быстро были трудоустроены в аэропорты и авиакомпании края. И не только. По данным министерства промышленности и энергетики Красноярского края, немногим менее 50 % специалистов бывшего «КрасЭйра» покинули наш регион и нашли работу за его пределами.

Работа не для всех

Вообще, уход с рынка «КрасЭйра» вызвал множество кривотолков и пересудов. Многие говорили о том, что в связи с этим высвободится большое количество персонала и это закроет кадровый голод региона. На деле же все оказалось иначе. Да, сегодня осталось не так много нетрудоустроенных из «КрасЭйра». По крайней мере, это касается тех, кто встал на учет в службе занятости, то есть официально стал безработным, — таких сейчас не более 100 человек из почти трех тысяч на момент банкротства красноярского перевозчика.

Практически не осталось безработного летного состава. Те же, кто остался, по данным министерства промышленности, люди предпенсионного возраста, которые летали на старой технике.

— К сожалению, при всем кадровом голоде, — рассказывают в правительстве, — вкладывать деньги в переобучение пилота предпенсионного возраста компаниям невыгодно. Сейчас ведется работа по досрочному выходу этих людей на пенсию, чтобы они получили хоть какие-то социальные гарантии.

О том же говорят и в «КрасАвиа».

— Какая-то часть кадрового дефицита действительно была прикрыта людьми «КрасЭйра», — говорит Норманд, — но нужно понимать, что «КрасЭйр» — это магистральный перевозчик, а значит, специалисты адаптированы под большую технику. Переучить их на наши самолеты очень сложно. Да, какую-то часть мы взяли, но немалая так и осталась без работы.

С техническим персоналом проще — он востребован и, по-видимому, в скором времени станет необходим еще больше.

— Во-первых, — рассказывают в министерстве промышленности, — мы достаточно много приняли людей в аэропорт Емельяново и сейчас примем еще в связи с возросшими объемами перевозок. Во-вторых, по соглашению с авиакомпанией «Таймыр» в Емельяново будет создана базовая станция технического обслуживания иностранных самолетов. В первую очередь «Боингов». Это создаст как минимум еще 70 рабочих мест. Квалификации наших специалистов хватит. Сейчас мы совместно с «Норильским никелем» задействовали программы господдержки по снижению напряженности на рынке труда в плане переподготовки кадров. Нужно переобучить этих людей, чтобы они получили допуски к обслуживанию подобных судов.

К тому же в планах правительства расширение проекта мультимодального хаба. Уже сейчас чиновники готовят пакет документов и рассматривают предложения ведущих консалтинговых компаний в области авиаперевозок для адаптации проекта под текущие нужды.


Автор: Евгений Волошинский, «Вечерний Красноярск», №15 (256)

Источник: Newslab.ru

Все статьи